Школьная комната духовно-нравственного направления в школе была открыта к 55-летнему юбилею школы в декабре 2014г. Основой для её возникновения стали материалы, собранные школьниками в процессе внеурочной деятельности. Это были предметы быта: утюги (на углях), крынки, прялки, керосиновые лампы, самовары, деньги металлические и бумажные разных времён и юбилейные награды, значки и многое другое. Первоначально они размещались в кабинете истории, в музейном уголке «Быт русских крестьян», под руководством воспитателя группы продленного дня Дитюк Е.П. Материал накапливался, обрабатывался и использовался в учебной и внеклассной деятельности. Благодаря активной собирательской деятельности учителей и учащихся, а также жителей микрорайона музейная коллекция уголка пополнилась в полном объёме, что и привело к созданию содержательной школьной комнаты духовно-нравственного направления.
В школе был выделен кабинет для оформления школьной комнаты духовно-нравственного направления, а руководитель собрал коллектив единомышленников из администрации школы, учителей, учащихся и их родителей. Они вошли в Совет школьной комнаты духовно-нравственного направления для решения организационных вопросов. Перед ними стояла основная задача придать комнате индивидуальность, которая будет отличать её не только от комнат других профилей, но и от комнат одного и того же профиля. Началась активная деятельность по оформлению и комплектованию комнаты духовно-нравственного направления.
Школьная комната духовно-нравственного направления КОУ «Адаптивная школа №6» отдала предпочтение организации краеведческого направления, считая, что наиболее соответствует учебно-воспитательным задачам школы, так как содержит материалы, необходимые для изучения целого спектра учебных дисциплин. На основе этого выбора начали, строятся экспозиции, комплектоваться основной фонд, определяться задачи учебно-воспитательной работы комнаты. Наша комната сложного профиля, создаваемая на базе комплексного изучения края, истории военных событий и истории школы. Музей этого профиля перспективный, так как позволяет проводить большую поисково-исследовательскую работу и организовывать сбор подлинных вещественных материалов. Она имеет широкие возможности собирательской, внеклассной и учебной деятельности. Её работа тесно связана с изучением таких дисциплин, как история, биология, география и др. Экспозиции комнаты отражает наиболее ценную в воспитательном отношении тематику по истории военных событий: Великой Отечественной войн; событий в Афганистане и локальных воин. В комнате духовно-нравственного направления стали собираться коллекции памятников по истории школы, края, города и микрорайона.
В 2013г. руководителем школьной комнаты духовно-нравственного направления назначена Дитюк Елена Павловна – воспитатель ГПД. Особое место в её работе и в работе комнаты духовно-нравственного направления занимала исследовательская деятельность- деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающее наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теоретического материала по данной проблеме, его анализ и обобщение, собственные выводы. Юные исследователи нашей школы вели и продолжают вести активную исследовательскую деятельность. Увлечённые учащиеся оформляли работы и представляли их на городских, региональных, областных и Всероссийских краеведческих конференциях, занимая призовые места. Так же Е. П. Дитюк занимается краеведением, подготавливая учащихся к краеведческим олимпиадам. Результатом краеведческих игр и олимпиад были и остаются призовые места.
В 2013г. школьным музеем руководит Е.П. Дитюк - воспитатель ГПД, инициативный, творческий педагог. За время её работы жизнь школьного музея стала интересней. Вместе с педагогами они придумывают и творят, находясь в постоянном поиске чего-то нового. Под её руководством существенно изменились методические приёмы организации деятельности школьного музея, внедряются инновационные формы работы, которые вызывают интерес, как у педагогов, учеников так и у посетителей музеев.
Она оказывает практическую и методическую помощь начинающим руководителям по подходам оформления музея, накоплению содержательной формы и разнообразных форм работы с учащимися в условиях школьного музея: создание ситуации успеха через учебно-исследовательскую деятельность, накопление фактического документального материала и др.. Елена Павловна пропагандирует деятельность музея на страницах Всероссийских журналов, на школьном сайте, местной и школьной газетах. На телеканале Омска. Представляет накопленный опыт на конкурсах Всероссийского, областного и местного значения.
Все, что было проведено в музее «Адаптивной школы №6» и педагогами под руководством руководителя и сотрудников в полной мере вписывается в требования Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 г.». Только в 2020-2021 учебном году выставки демонстрировались 7 раз, проведено 45 экскурсии, прочитано 60 лекций.
Популярность и значимость музея «Адаптивной школы №6» неуклонно возрастает, об этом говорят цифры посещаемости и экскурсионного обслуживания.
Показатели годы |
2013- 2014 |
2014-2015 |
2015 - 2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019- 2020 |
2020 - 2021 |
2021 - 2022 |
2020 - 2023 |
2023 - 2024 |
Всего посетило музей |
52 |
60 |
210 |
360 |
480 |
495 |
300 |
640 |
645 |
650 |
|
Экскурсии |
11 |
17 |
12 |
27 |
29 |
30 |
15 |
45 |
45 |
47 |
На протяжении десяти лет музей ведёт активную деятельность, используя в своей работе разнообразные формы и методы.
Музей «Адаптивной школы №6» награжден:
- Почетная грамота от Администрации школы за активную деятельность музееведов. (2020)
Школьный музей активно принимает участие в конкурсах разного уровня: городских (конкурс экскурсоводов, слёт активистов музеев, смотр-конкурс музеев общеобразовательных учреждений, научно-практические конференции «Живи Омская земля» и др.), областных, конкурс «Моя малая Родина», онлайн экскурсия, Конкурс музеев общеобразовательных учреждений и др.), региональных (научно-практические конференции, где учащиеся-исследователи представляют свои исследовательские работы. Всероссийский («Юный патриот», «Отечество» и др. ).
У школьного музея большие планы и перспективы на будущее. Вся деятельность музея ведёт к повышению творческой активности членов актива, педагогов и школьников посетителей, формируя у ребят не только историческое сознание, но и чувство прекрасного, способствует не только диалогу настоящего с прошлым, но и взаимопониманию современников.
Мечтой и перспективой на будущее для музееведов пока остаётся посещение Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «живой истории», а также проводить передвижные выставки детского творчества, организовать работу с детскими садами микрорайона и средней школой №6, представляя им театрализованное представление с предметами быта.
В целом музейные цели достигнуты, об этом свидетельствуют многочисленные письменные отзывы посетителей (Приложение №1 )
Музей руководствуется «Положением о школьном музее», (Приложение №2), составленным на основе «Положения» и имеет ежегодный план работы (Приложение №3).
В музее есть инвентарная книга, Книга отзывов посетителей или Гостевая Книга, журнал учёта проводимых мероприятий.
Предметом деятельности школьного музея является:
- Хранение, изучение, реставрация и популяризация памятников материальной и духовной культуры, предметов искусства, природных объектов;
- Проведение научной, культурно-просветительской, экспозиционно-выставочной, экскурсионной, методической работы, сохранение культурного наследия;
- Собирательская деятельность, комплектование музейных фондов, их хранение;
- Музейное обслуживание посетителей (создание выставок, проведение экскурсий, массовых мероприятий, чтение лекций и т.п.)
Хранитель музея Дитюк Е.П