казенное общеобразовательное учреждение Омской области "Адаптивная школа № 6"
город Омск
  • Музей "Душа Сибири"

    Школьная комната духовно-нравственного направления  в школе была открыта к 55-летнему юбилею школы в декабре 2014г. Основой для её возникновения стали материалы, собранные школьниками в процессе внеурочной деятельности. Это были предметы быта: утюги (на углях), крынки, прялки, керосиновые лампы, самовары,  деньги металлические и бумажные разных времён и юбилейные награды, значки и многое другое. Первоначально они размещались в кабинете истории, в музейном уголке «Быт русских крестьян», под руководством воспитателя группы продленного дня Дитюк Е.П. Материал накапливался, обрабатывался и использовался в учебной и внеклассной деятельности. Благодаря активной собирательской деятельности учителей и учащихся, а также жителей микрорайона музейная коллекция уголка пополнилась в полном объёме, что и привело к созданию содержательной школьной комнаты духовно-нравственного направления.

    В школе был выделен кабинет для оформления школьной комнаты духовно-нравственного направления, а руководитель собрал коллектив единомышленников из администрации школы, учителей,  учащихся и их родителей. Они вошли в Совет школьной комнаты духовно-нравственного направления для решения организационных вопросов. Перед ними стояла основная задача придать комнате индивидуальность, которая будет отличать её не только от комнат других профилей, но и от комнат одного и того же профиля. Началась активная деятельность по оформлению и комплектованию комнаты духовно-нравственного направления. 

    Школьная комната духовно-нравственного направления КОУ «Адаптивная школа №6» отдала предпочтение организации краеведческого направления, считая, что наиболее соответствует учебно-воспитательным задачам школы, так как содержит материалы, необходимые для изучения целого спектра учебных дисциплин. На основе этого выбора начали, строятся экспозиции, комплектоваться основной фонд, определяться задачи учебно-воспитательной работы комнаты. Наша комната сложного профиля, создаваемая на базе комплексного изучения края, истории военных событий и истории школы. Музей этого профиля перспективный, так как позволяет проводить большую поисково-исследовательскую работу и организовывать сбор подлинных вещественных материалов. Она имеет широкие возможности собирательской, внеклассной и учебной деятельности. Её работа тесно связана с изучением таких дисциплин, как история, биология, география и др. Экспозиции комнаты отражает наиболее ценную в воспитательном отношении тематику по истории военных событий: Великой Отечественной войн; событий в Афганистане и локальных воин. В комнате духовно-нравственного направления стали собираться коллекции памятников по истории школы, края,  города и микрорайона.

      В 2013г. руководителем школьной комнаты духовно-нравственного направления назначена Дитюк Елена Павловна – воспитатель ГПД. Особое место в её работе и в работе комнаты духовно-нравственного направления занимала исследовательская деятельность- деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающее наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теоретического материала по данной проблеме, его анализ и обобщение, собственные выводы. Юные исследователи нашей школы вели и продолжают вести активную  исследовательскую деятельность. Увлечённые учащиеся оформляли работы и представляли их на городских, региональных, областных и Всероссийских краеведческих конференциях, занимая призовые места. Так же Е. П. Дитюк занимается краеведением, подготавливая учащихся к краеведческим олимпиадам. Результатом  краеведческих игр и олимпиад были и остаются призовые места.

      В 2013г. школьным музеем руководит Е.П. Дитюк - воспитатель ГПД, инициативный, творческий педагог. За время её работы жизнь школьного музея стала интересней. Вместе с педагогами они придумывают и творят, находясь в постоянном поиске чего-то нового. Под её руководством существенно изменились методические приёмы организации деятельности школьного музея, внедряются инновационные формы работы, которые вызывают интерес, как у педагогов, учеников так и у посетителей музеев.

      Она оказывает практическую и методическую помощь начинающим руководителям  по подходам оформления музея, накоплению содержательной формы и разнообразных форм работы с учащимися в условиях школьного музея: создание ситуации успеха через учебно-исследовательскую деятельность, накопление фактического документального материала и др.. Елена Павловна пропагандирует деятельность музея на страницах Всероссийских журналов, на школьном сайте, местной и школьной газетах. На телеканале Омска.  Представляет накопленный опыт на конкурсах Всероссийского, областного и местного значения.

       Все, что было проведено в музее «Адаптивной школы №6» и педагогами под руководством руководителя и сотрудников в полной мере вписывается в требования Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 г.». Только в 2020-2021 учебном году выставки демонстрировались 7 раз, проведено 45 экскурсии, прочитано 60 лекций.

         Популярность и значимость музея «Адаптивной школы №6» неуклонно возрастает, об этом говорят цифры посещаемости и экскурсионного обслуживания.

    Показатели

    годы

    2013- 2014

    2014-2015

    2015

    -

    2016

    2016-2017

    2017-2018

    2018-2019

    2019-

    2020

    2020

    -

    2021

    2021

    -

    2022

    2020

    -

    2023

    2023

    -

    2024

    Всего посетило музей

    52

    60

    210

    360

    480

    495

    300

    640

    645

    650

    Экскурсии

    11

    17

    12

    27

    29

    30

    15

    45

    45

    47

     На протяжении десяти лет музей ведёт активную деятельность, используя в своей работе разнообразные формы и методы.

    Музей «Адаптивной школы №6» награжден:

    • Почетная грамота от Администрации школы за активную деятельность музееведов. (2020)                    

           Школьный музей активно принимает участие в конкурсах  разного уровня: городских (конкурс экскурсоводов, слёт активистов музеев, смотр-конкурс музеев общеобразовательных учреждений, научно-практические конференции «Живи Омская земля» и др.), областных, конкурс «Моя малая Родина», онлайн экскурсия, Конкурс музеев общеобразовательных учреждений и др.), региональных (научно-практические конференции, где  учащиеся-исследователи представляют свои исследовательские работы. Всероссийский («Юный патриот», «Отечество» и др. ).      

            У школьного музея большие планы и перспективы на будущее. Вся деятельность музея ведёт к повышению творческой активности членов актива, педагогов и школьников посетителей, формируя у ребят не только историческое сознание, но и чувство прекрасного, способствует не только диалогу настоящего с прошлым, но и взаимопониманию современников.

          Мечтой и перспективой на будущее для музееведов пока остаётся посещение Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «живой истории», а также  проводить передвижные выставки детского творчества, организовать работу с детскими садами микрорайона и средней школой №6, представляя им театрализованное представление с предметами быта.

             В целом музейные цели достигнуты, об этом свидетельствуют многочисленные письменные отзывы посетителей (Приложение №1 )

             Музей руководствуется «Положением о школьном музее», (Приложение №2), составленным на основе «Положения» и имеет ежегодный план работы (Приложение №3).

           В музее есть инвентарная книга, Книга отзывов посетителей или Гостевая Книга, журнал учёта проводимых мероприятий.

    Предметом деятельности школьного музея является:

    - Хранение, изучение, реставрация и популяризация памятников материальной и духовной культуры, предметов искусства, природных объектов;

    - Проведение научной, культурно-просветительской, экспозиционно-выставочной, экскурсионной, методической  работы, сохранение культурного наследия;

    - Собирательская деятельность, комплектование музейных фондов, их хранение;

    - Музейное обслуживание посетителей (создание выставок, проведение экскурсий, массовых мероприятий, чтение лекций и т.п.)

    Хранитель музея Дитюк Е.П

    Устав

    ШКОЛЬНОГО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ -

    КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Настоящий устав разработан на основе типового положения о школьном  музее, законе РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 г.

    1.2.Учредителем школьного музея является администрация КОУ "Адаптивная школа №6»

    1.3. Школьный музей является структурной единицей в системе учебно-воспитательной работы нашей школы, одной из форм дополнительного образования.

    1.4. Работа музея основана на ученическом самоуправлении. В каждом классе есть ответственный за связь с музеем и помощь в его разработке.

    1.5. К работе музея могут привлекаться учителя-предметники, интересные и творческие люди, все желающие.

    1.6. Основу музея составляет научно-обоснованная экспозиция, построенная по тематическому принципу, наличие фонда подлинных документов - неукоснительное требование к школьному музею.

    1.7. Весь фонд музея подлежит учёту и сохранности.

    1.8. Школа является финансовым учредителем музея и осуществляет его общее руководство. Непосредственное руководство и работу музея организует назначенный директором специалист.

    1.9. Местонахождение, почтовый адрес школьного музея:

    Почтовый индекс, адрес: 644122  г. Омск, ул. 1-я Северная, д. 39 Телефон /  факс: (3812) 23-05-86/ 23-05-86

    E-mail: schkool_ 6@mail.ru

    Сайт школы: skosh6omsk.ru

    Режим работы:  понедельник – пятница с 08.00 до 18.00

    Суббота с 08.00 -14.30

    2. ЦЕЛИ,  ПРЕДМЕТ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

     2.1. Школьный музей является хранилищем культурных ценностей, методическим, научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением.

    2.2. Школьный музей осуществляет свою деятельность на основе самостоятельно разработанных и утвержденных Учредителем годовых планов социально-культурного развития, массовой, научно-исследовательской, научно-просветительской работы; целевых и перспективных программ развития.

    2.3.   Целями школьного музея являются:

    - формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств;

    - формирование у учащихся национального самосознания;

    - расширение кругозора учащихся;

    - воспитание познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

    - овладение учащимися практических навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности;

    - совершенствование образовательного процесса средств дополнительного образования;

    - занимается просветительской деятельностью среди учащихся и жителей микрорайона.

    2.4. Содержание работы музея  ориентировано на:

    - обеспечение национального самоопределения личности учащихся;

    - создание условий для самореализации учащихся;

    - преумножение духовных ценностей;

    - содействию воспитанию межнационального взаимопонимания в условиях школы;

    - отслеживание результатов личностного развития учащихся.

    2.5. Предметом деятельности школьного музея является:

    - Хранение, изучение, реставрация и популяризация памятников материальной и духовной культуры, предметов искусства, природных объектов;

    - Проведение научной, культурно-просветительской, экспозиционно-выставочной, экскурсионной, методической  работы, сохранение культурного наследия;

    - Собирательская деятельность, комплектование музейных фондов, их хранение;

    - Музейное обслуживание посетителей (создание выставок, проведение экскурсий, массовых мероприятий, чтение лекций и т.п.)

    3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

    3.1. В целях реализации уставной деятельности школьный музей имеет право:

    - Планировать и осуществлять свою деятельность, исходя из уставных целей, заданий в пределах видов деятельности, предусмотренных настоящим Уставом;

    - Владеть, пользоваться имуществом и средствами, находящимися у КОУ «Адаптивная школа №6» в соответствии с действующим настоящим Уставом.

    3.2. Школьный музей обязан:

    - Осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом;

    - Участвовать в выполнении общешкольных программ, соответствующих профилю музея.

    4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    4.1 Школьный музей обязан:

    - Рассматривать и представлять на утверждение Учредителю годовые планы творческого, научного развития, отчитываться в их выполнении.

    5.УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

    5.1 Управление школьным музеем осуществляется Учредителем, педагогом-руководителем Дитюк Е., выборным музейным советом из состава учащихся и педагогов в соответствии с настоящим Уставом.

    6.ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ.

    6.1. Изменения и дополнения в Устав школьного музея вносятся общим собранием педагогического коллектива по согласованию с Учредителем.

    7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

    7.1. Реорганизация и ликвидация школьного музея проводится в соответствии с гражданским законодательством РФ.

    7.2. Учредитель после вынесения решения о реорганизации и ликвидации школьного музея несёт ответственность за сохранение фондовых экспонатов музея.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie